Теме запрета на въезд в Беларусь мы всегда уделяем особое внимание, поскольку именно белорусский запрет на въезд встречается в российской практике чаще всего, да и у нас 100% результат снятия таких запретов. Если мы взялись за дело, то запрет будет снят. Отменили еще один запрет на въезд в РФ и Беларусь: долго, сложно, но результат достигнут, о нем и пойдет речь.
Наши клиенты, столкнувшись с запретом на въезд в Белоруссию, нередко пытаются преодолеть проблему, которая непосредственно вытекает из него. В частности, в связи с установлением запрета на въезд в Белоруссию компетентные государственные органы РФ автоматически оформляют решение о запрете на въезд в РФ. Значит, не существует отдельно невозможности выезда в РФ из Белоруссии и невозможности въезда в Беларусь из России, поскольку имеет место общая проблема запрета на въезд в Беларусь и Россию.
Следует сказать о том, почему проблема белорусского запрета на въезд преобразуется в проблему запрета на въезд в Белоруссию и РФ, несмотря на то, что РФ и Республика Беларусь выступают независимыми государствами, имеющими внутригосударственные границу, законодательство и систему органов власти. Дело в том, что Россия и Беларусь, являясь соседними государствами, довольно давно заключили двустороннее международное соглашение, которое содержит обязанность для обеих стран признавать и исполнять решения о запретах во въезде. Ввиду действия указанного документа мы имеем следующую картину: если запрещен въезд в Беларусь, то запрещен въезд и в РФ. И наоборот: если запрещен въезд в РФ, то запрещен въезд в Беларусь.
Подкаст о том как снять запрет на въезд в Беларусь. Подробно озвучили то, что описано в статье.
В конце статьи опубликованы видео инструкции о том, как снять такой запрет.
Конечно, указанная проблема не касается граждан РФ в части запрета на въезд в РФ. Ведь запретить въезд в РФ ее гражданам невозможно. В таком случае может возникнуть проблема депортации из Беларуси в РФ, а точнее, проблема отмены решения о депортации из Беларуси в РФ, с которой начали сталкиваться в основном политически активные россияне. Но сейчас не об этом. В данной статье речь пойдет о тех, кого тема запретов на въезд в Беларусь и РФ касается более всего: иностранцах (тех, кто не имеет ни российского, ни белорусского гражданства) и апатридах (тех, у кого нет никакого гражданства вообще).
Повторимся, что в нашей деятельности запрет на въезд в Белоруссию играет особо значимую роль, поскольку мы не единожды с ним сталкивались и не единожды его отменяли. При этом способы, к которым нам приходилось прибегать в ходе аннулирования запретов на въезд в Беларусь, всегда носили индивидуальный характер и отвечали существующим в правоприменительной деятельности тенденциям. Поясним, о чем идет речь.
Так, до определенного времени положительный результат приносил только один алгоритм юридических действий:
1) обращение в МВД Беларуси за разъяснением причин установления запрета;
2) их оценка на правомерность, поиск аргументов для снятия запрета;
3) формулирование мотивированного заявления об аннулировании запрета;
4) направление указанного заявления в МВД Беларуси;
5) получение ответа из МВД Беларуси о снятии запрета;
6) направление заявления о снятии запрета в ФСБ РФ с приложением ответа от МВД Беларуси;
7) получение подтверждения о снятии запрета во въезде в РФ от ФСБ РФ.
Нужно сказать, что и на сегодняшний день указанную последовательность действий мы рассматриваем в качестве классического способа аннулирования запретов. Иначе говоря, начинать решать проблему нужно всегда именно с обращения в компетентные органы Беларуси, т.е. МВД Республики Беларусь. Только этот государственный орган может раскрыть причины, послужившие основанием для принятия в отношении иностранца или апатрида решения подобного характера.
Так, довольно часто иностранцы пересекают границу Республики Беларусь только с целью транзита, однако в Беларуси зачастую момент выезда в РФ из Белоруссии не фиксируют. В результате внутригосударственные органы Беларусь исходят из того, что иностранец не покинул территорию их страны своевременно и тем самым нарушил режим пребывания. Следовательно, как считает белорусское МВД, есть законное основание для приведения в действие запрета.
Отметим, что если ситуация обратившегося клиента точь-в-точь совпадает с указанными обстоятельствами, то мы снимаем запрет классическим способом, поскольку иначе его аннулировать не представляется возможным. Соответственно, в этом случае начальный этап наших действий связывается с Беларусью, а конечный – с Россией. Логика здесь проста: проблема общая, поэтому и механизм решения общий, несмотря на взаимодействие с государственными органами сразу двух самостоятельных государств. Однако в последнее время нам все чаще приходится сталкиваться с ситуациями, которые осложнены дополнительными обстоятельствами, ввиду чего разрешать проблему стандартным образом не получается.
Так, полгода назад к нам обратилась клиентка именно с такой особо сложной проблемой, которую ввиду ее запутанности решить удалось только сейчас. За эти шесть месяцев мы обращались везде, куда могли: и МВД Беларуси, и МВД РФ, и ФСБ РФ, и суд. При этом в некоторые из указанных органов нам приходилось обращаться не по одному разу, и мы своего добились: запрет на въезд в РФ аннулировали. Полагаем, что эта история прочно укрепится в нашем списке профессиональных побед и надолго запомнится, поскольку она доказывает, что мы, используя любые законные способы, боремся за права и интересы наших клиентов до самого конца, даже если наши клиенты не правы с законодательной точки зрения.
Итак, в декабре 2018 года к нам обратилась гражданка Грузии с тем, что ей запрещен въезд в Беларусь и, соответственно, Российскую Федерацию. Главным образом, нашу клиентку интересовал именно российский запрет, поскольку ее мужем является гражданин РФ, и поэтому возможность свободно находиться на территории РФ для нее являлась ключевой проблемой.
Ситуация выглядела классической: МВД Беларуси в очередной раз не зафиксировало момент выезда из Беларуси в Россию. В заявлении об аннулировании запрета мы так и указали: установив запрет въезда, Белоруссия приняла незаконное решение, поскольку на белорусской территории наша клиентка находилась всего один день. Следовательно, режим пребывания на территории данного государства ею нарушен не был. В качестве подтверждения данной информации мы приложили: 1) копию договора аренды квартиры в Москве, 2) справку из РЖД о том, что наша клиентка повторно совершила въезд в Беларусь из России только через девять месяцев с момента последнего посещения Беларуси, 3) фотографии из социальных сетей, на которых отображается местонахождение нашей клиентки в России, 4) копию договора об оказании медицинских услуг, заключенного в спорный период времени. Кроме того, мы подчеркнули, что наша клиентка отличается положительными характеристиками, и, следовательно, ее пребывание как в Беларуси, так и России никаких реальных угроз не порождает ни для общественной безопасности, ни для здоровья граждан РФ и Беларуси.
В итоге, ознакомившись с нашим заявлением, МВД Беларуси отправило ответ, который содержал информацию о готовности снять запрет. Однако, высказавшись о возможности аннулировать запрет въезда, Белоруссия поставила одно важное условие: направить доказательство наличия у нашей клиентки российской визы, которая бы подтверждала законность пребывания на территории РФ.
И здесь нам пришлось осознать, что решить проблему нашей клиентки неоднократно опробованным нами способом не получится. Все дело в том, что виза у нашей клиентки отсутствовала. Соответственно, направлять в Беларусь нам было нечего. Но мы уже говорили: дела наших клиентов мы привыкли доводить до конца. Поэтому мы решили действовать не по стандартной схеме.
Сначала мы направили заявление в ФСБ РФ, которая занимается исполнением решений МВД Беларуси. В заявлении мы просили аннулировать запрет, невзирая на сохранение белорусского запрета въезда. В результате никакого ответа от ФСБ РФ не последовало, и мы решили обратиться в суд.
В суде мы настаивали на том, что наша клиентка имеет исключительные обстоятельства, в частности: 1) брак с российским гражданином; 2) отсутствие даже однократного нарушения российского законодательства со стороны нашей клиентки.
Конечно, несложно понять, что основным доводом, который составлял мотивировочную базу нашего административного иска, был именно первый аргумент. Так, мы говорили об уважении личной и семейной жизни, которое признается одним из фундаментальных правовых принципов в рамках не только национально-правового, но и международно-правового поля. Более того, мы приводили позицию МВД Беларуси, которое упоминало о возможности снятия запрета только со стороны России.
В итоге суд, к нашему огорчению, встал на сторону ФСБ РФ, сказав примерно следующее: да, Ваши доводы про семейные связи довольно весомые, однако аннулировать запрет въезда ФСБ РФ вправе, а не обязана. Следовательно, принудить воспользоваться данным правом ФСБ РФ у суда полномочий нет.
Возможно, можно было бы поставить печальную точку в конце этой истории, опустить руки, сетовать на то, что мы не оправдали надежд нашей клиентки на успешное разрешение дела… Да, можно было, но мы привыкли никогда не подводить наших клиентов, поэтому поступили иначе.
Так, нами было принято решение еще раз попытаться достучаться до ФСБ РФ, которая ранее не захотела вступать с нами в диалог по поводу сложившейся ситуации во внесудебном порядке. При этом избранная нами тактика отличалась от той, что мы использовали при попытке отменить белорусский запрет на въезд. В частности, мы написали, что, установив запрет въезда, Белоруссия поступила правомерно; действительно, наша клиентка нарушила режим пребывания на территории Беларуси, она раскаивается в этом и полностью признает свою вину. Далее мы вновь сделали акцент на том, что наша клиентка – это не просто иностранная гражданка, а иностранная гражданка, которая состоит в брачных отношениях с гражданином РФ. И, наконец, нами снова была приведено положение о том, что компетентный государственный орган РФ наделен правом, невзирая на существование запрета въезда в Беларусь, отменить запрет въезда на территорию РФ.
Не скроем, что, формулируя данное обращение в ФСБ РФ, мы, безусловно, рассчитывали на снисхождение данного государственного органа и аннулирование запрета. Однако ответ ФСБ РФ оказался для нас более чем неожиданным. В частности, ФСБ РФ указало, что упомянутые нами в заявлении вопросы образуют компетенцию МВД РФ, а не ФСБ РФ, вследствие чего ФСБ РФ перенаправляет наше заявление в компетентный орган (МВД РФ). Впоследствии мы получили такое же неожиданное и вместе с тем долгожданное письмо от МВД РФ, в котором оно проинформировало нас о том, что будет ходатайствовать перед ФСБ РФ аннулировать наложенный запрет на въезд в РФ. И, наконец, 21.06.2019 года мы получили тот результат, которого добивались шесть месяцев: наша клиентка была исключена из списка лиц, которым запрещен въезд в РФ.
Завершая эту тему, еще раз повторим: даже если Вы въехали на территорию РФ незаконно, возможность помочь Вам у нас есть, поскольку мы знаем и используем все законные способы аннулирования запретов на въезд.