Запрет на въезд в Беларусь – проблема, к которой мы вновь обращаемся не просто так. Ранее нами не раз подчеркивалось то, что запрет на въезд в Белоруссию предполагает довольно сложную процедуру отмены, поскольку по сути она требует взаимодействия с органами не одного, а двух государств: белорусского и российского.
Напомним, что между российским и белорусским государствами заключено специальное Соглашение, которое обязывает оба государства-соседа на взаимной основе признавать и исполнять принятые ими решения о запрете на въезд. Объясним, какое действие это возымело на практике: иностранный гражданин (в рассматриваемом контексте это гражданин, который не имеет ни белорусского, ни российского гражданства), а также апатрид (т.е. гражданин, который не имеет вообще никакого гражданства) может допустить нарушение национальных миграционно-правовых норм, действующих в российском и белорусском государствах, что повлечет за собой оформление решения о запрете на въезд на территории не одной, а обеих стран.
Таким образом, белорусский запрет на въезд фактически означает наличие сразу двух проблем: 1) с одной стороны, белорусский запрет на въезд, 2) с другой – запрет на въезд в РФ, который устанавливался в силу существования запрета на въезд в Беларусь.
Выше мы указали, что сегодня вновь решили вспомнить проблемные вопросы установления запретов въезда в белорусское государство не без оснований. Ниже поясним этот момент.
Подкаст о том как снять запрет на въезд в Беларусь. Подробно озвучили то, что описано в статье.
В конце статьи опубликованы видео инструкции о том, как снять такой запрет.
До недавнего времени возможность решить проблему, которая появилась вследствие возникновения белорусского запрета на въезд, была только одна: обращение в белорусский уполномоченный государственный орган — МВД. Иначе говоря, Вы, пытаясь въехать в российское государство, получаете сведения о том, что это невозможно, поскольку Вам запрещен въезд в Беларусь и, соответственно, на территорию российского государства тоже. При этом писать заявления в ФСБ РФ было бессмысленно, поскольку, пока Беларусь не снимет запрет, действие запрета будет сохраняться и по отношению к России. Следовательно, Вы сначала обращаетесь с просьбой аннулировать установленный белорусским уполномоченным государственным органом запрет. И только потом, если заявление об отмене запрета на въезд в Белоруссию было удовлетворено, Вы пересылаете соответствующее решение в ФСБ РФ, после чего снимается запрет на въезд в Россию.
Сейчас мы с уверенностью можем сказать, что в исключительных ситуациях решение данной проблемы может выглядеть иначе.
В марте 2019 года к нам обратилось лицо, имеющее германское подданство, с просьбой помочь ему аннулировать запреты на въезд в белорусское и российское государства. В итоге нами были выяснены следующие обстоятельства.
8 марта 2019 года наш клиент, пытаясь въехать на территорию российского государства, был проинформирован о том, что ему запрещен въезд в Беларусь до декабря 2021 года и, значит, въехать в российское государство он также не сможет до 2021 года.
14 марта 2019 года нами был сделан запрос в белорусский уполномоченный государственный орган (т.е. МВД) с просьбой пояснить основания оформления решения о запрете въезжать в белорусское государство. 29 марта 2019 года МВД Республики Беларусь уведомило нас о том, что нашему клиенту запрещен въезд в Беларусь в связи с тем, что им были нарушены положения Указа Президента Беларуси № 8. Приведем основное содержание данного Указа:
- въезд в Беларусь, в том числе въезд в Беларусь из России, по правилам режима «30 дней без визы» может быть реализован лишь через специальный аэропорт – аэропорт национального значения «Минск»;
- не может быть использован режим «30 дней без визы» в тех условиях, при которых иностранец реализует въезд в Беларусь из России и имеет цель вылететь в аэропорты, располагающиеся в российском государстве;
- попытка применить упомянутый миграционно-правовой режим для того, чтобы впоследствии вылететь в Россию, впоследствии может обусловить оформление решения об установления запрета во въезде как на территорию Беларуси, так и на территорию российского государства.
Таким образом, с 2017 года выезд в РФ из Белоруссии должен соответствовать специальным правилам, о которых наш клиент не знал. Незнание специальной процедуры выезда в РФ из Белоруссии привело к ее нарушению и последующему оформлению решения об установлении запрета въезжать в оба государства-соседа.
Рассматривая тему запретов на въезд в белорусское государство, мы обращали внимание на то, что даже если оформление соответствующего решения, как в случае с нашим клиентом, носит правомерный характер (то есть базируется на требованиях законодательства), то при наличии исключительных обстоятельств делать попытку отменить его не только можно, но и нужно.
В ситуации гражданина Германии, обратившегося к нам за помощью, исключительным обстоятельством выступила действующая виза иностранного сотрудника Российской Федерации. Здесь же отметим, что исключительными обстоятельствами также могут быть признаны наличие близких родственных связей в российском государстве, прохождение учебы в вузе Российской Федерации, получение медицинских услуг в Российской Федерации и др.
3 апреля 2019 года мы направили в МВД Республики Беларусь просьбу отменить запрет на въезд в Беларусь, указав следующее:
- Клиент обратился к режиму «30 дней без визы», поскольку он имел рабочую визу в российском государстве;
- Клиент нарушил положения Указа Президента Республики Беларуси при отсутствии злого умысла, то есть он не осознавал, что им нарушаются миграционно-правовые нормы белорусского государства;
- Клиенту необходимо находиться на территории белорусского государства по объективным причинам, поскольку юридическое лицо, зарегистрированное в Беларуси, заинтересовано в проведении с ним технических и коммерческих переговоров для последующей реализации совместных проектов. Следовательно, в открытии въезда на территорию белорусского государства нашему клиенты заинтересована белорусская компания;
- Клиент как в Беларуси, так и России не совершал действий (бездействий), носящих общественно опасный характер; у клиента отсутствуют неисполненные обязательства на территории указанных государств, которые были бы подтверждены решениями судебных органов или иных органов государственной власти;
- Клиент отличается положительными характеристиками, его пребывание в российском и белорусском государствах не представляет угрозы безопасности национального значения, порядку в обществе, здоровью граждан, их правам и законным интересам, а также основам конституционного строя и нравственности.
15 апреля 2019 года мы направили уже в ФСБ РФ заявление с просьбой аннулировать запрет на въезд в российское государство. Содержание данного заявления было практически идентично тому, что мы направили в белорусское МВД, однако некоторые отличия все же были:
- Во-первых, мы подчеркнули, что нормы законодательства Российской Федерации клиент не нарушал вообще. Значит, оснований сохранять действие запрета на въезд в Россию нет;
- Во-вторых, клиент всегда с уважением относился к законодательным нормам российского и белорусского государств;
- В-третьих, в силу ст. 4 Соглашения, заключенного между правительствами России и Беларуси, Союзное государство, несмотря на установление запрета во въезде другим Союзным государством, обладает правом разрешить въезд и пребывание на своей территории иностранцу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение о запрете. Следовательно, ФСБ РФ наделено правом самостоятельно аннулировать запрет, установленный в отношении нашего клиента.
В итоге произошло то, чего раньше никогда в нашей практике не было: ФСБ РФ самостоятельно, не дожидаясь принятия решения МВД Республики Беларусь, сняла запрет. И мы решали проблему, касающуюся оформления решения о запрете на въезд в белорусское государство, уже не имея запрета на въезд, который устанавливался ФСБ РФ.
Таким образом, мы можем заключить, что наметились определенные позитивные тенденции в практике аннулирования запретов на въезд в белорусское и российское государства. Если раньше действие белорусского запрета на въезд делало невозможным принятие компетентными органами Российской Федерации решения об аннулировании запрета на въезд, то теперь в исключительных ситуациях, в частности при наличии российской рабочей визы, есть возможность параллельного направления заявлений об аннулировании запретов на въезд в российское и белорусское государства.
Изложенное выше показывает, что успех в решении проблем по аннулированию запретов на въезд в белорусское и российское государства прежде всего зависит от степени юридической подготовленности лица, в этом заинтересованного. Мы вновь доказали это, использовав новый способ аннулирования запретов на въезд в белорусское и российское государства.