Нежелательность пребывания в РФ — решение уполномоченного органа о том, что гражданин должен покинуть территорию России. Вот таким образом можно обозначить определение понятия, о котором мы сегодня будем много-много говорить. Исходя из первого предложения иностранному лицу может быть ничего непонятно. Поэтому мы подробно опишем ответы на следующие вопросы:
- решение о нежелательности пребывания от ФСИН: на каком основании оно назначается и можно ли оспорить (если да, то каким образом);
- распоряжение о нежелательности пребывания от Минюст: в чем отличие от ФСИН, почему назначается и как его отменить (возможно ли);
- решение о нежелательности пребывания от МВД: почему применяется и как его оспорить;
- отмена нежелательности пребывания от Роспотребнадзора: за что можно получить и каким образом действовать;
- может ли ФСКН принять решение об отмене нежелательности пребывания: каким образом и возможно ли добиться этого.
Все вышеперечисленные вопросы будут сопровождаться судебной практикой, информацией о сроках нежелательности пребывания, а также нашими видео и текстовыми материалами на эту тему.
Прежде, чем начинать, предлагаем вам перейти в наш телеграм чат и задать любой интересующий вас вопрос, относящийся к миграционной тематике. Наши специалисты отвечают всем в режиме онлайн.
Раздел 1. Нежелательность пребывания в РФ за судимость от ФСИН
Орган: ФСИН (Федеральная служба исполнения наказаний)
Решение: о нежелательности пребывания
Основание: наличие неснятой либо непогашенной судимости
Срок: как срочно, так и бессрочно
Нормативные акты, которые пригодятся:
- Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 23.12.2019 № 1180 «Об утверждении Порядка представления и рассмотрения материалов, подтверждающих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия Федеральной службой исполнения наказаний решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, подлежащих освобождению из мест лишения свободы»;
- УК РФ (глава 13);
- часть 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Что нужно знать иностранному лицу о судимости?
Судимость представляет собой статус лица, которое отбыло наказание или последствие (в юридическом смысле) уголовного наказания. Это временная мера, которая применяется государством в отношении граждан, совершивших преступление. Законом также установлена возможность ее досрочного снятия. Для этого нужно составить соответствующее ходатайство. На основании вашего заявления и положений, которые вы приведете, может быть вынесено постановление о досрочном снятии судимости. Следствием такого решения будет являться прекращение всех последствий судимости. В таком случае будет считаться, что судимость снята.
Погашение судимости — истечение установленного законом срока после отбытия наказания. В таблице укажем эти сроки.
наказание |
сроки в годах |
наказание — менее строгое, чем лишение свободы |
1 |
лишение свободы за преступление легкой или средней тяжести |
3 |
лишение свободы за тяжкое преступление |
8 |
лишение свободы за особо тяжкое преступление |
10 |
Пример погашения судимости:
Гражданин А. совершил кражу с незаконным проникновением в жилище. Его осудили по части 3 статьи 158 УК РФ и назначили 4 года лишения свободы. Он освободился 5.06.2022 года. Когда будет погашена судимость?
Сначала нужно определить тяжесть преступления. Для этого смотрим санкцию части 3 статьи 158 УК РФ:
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.
Максимальное наказание составляет 6 лет лишения свободы. 6 лет больше 5 и меньше 10, значит гражданин совершил тяжкое преступление. Смотрим таблицу: 8 лет составляет срок судимости после отбытия наказания. Следовательно, судимость погасится 5.06.2030 года.
Составим еще одну таблицу для понимания отличий между погашением и снятием судимости:
снятая судимость |
погашеная судимость |
|
суть |
происходит автоматически (после истечения установленного срока) |
происходит на основании решения суда, либо амнистии, либо помилования |
надо ли обращаться куда-либо |
не надо |
в суд |
Форма принимаемого в отношении иностранца документа называется распоряжение о нежелательности пребывания. Иностранного гражданина уведомляют об этом во время отбытия наказания. Это действие должно быть реализовано через расписку. Информация о нежелательности пребывания в РФ передается в МВД и ФСБ (в пограничную службу).
Объясняется это тем, что информационную базу по учету иностранцев ведет МВД (если быть точнее, то миграционное подразделение). После того, как сведения о нежелательности попадают в базу, пересечь границу России становится невозможным.
Распоряжение о нежелательности пребывания составляется на основании внутреннего документа ФСИН. В нем имеется полный перечень сведений, относящихся к определенному иностранному лицу.
ФСИН принимает рассматриваемое решение заочно через свои территориальные органы. Следовательно, ФСИН не будет приглашать иностранца для того, чтобы разработать распоряжение. В информацию о личности включаются данные, характеризующие иностранного гражданина в месте отбывания наказания.
Важно!
Не имеет значения, какое преступление было совершено и какое наказание назначено. В любом случае нежелательность пребывания в РФ будет принята, так как отсутствуют какие-либо критерии для ее оценки.
То есть если один иностранец совершил убийство, а другой — кражу, то они оба получат решение о нежелательности пребывания.
Сроки нежелательности пребывания варьируются от определенного срока до бессрочного (иначе говоря пожизненного).
Где можно узнать срок? В самом документе. В случае, если конкретная цифра не найдена, то решение принято на бессрочный промежуток времени. В другом случае будет указана определенная дата, после истечения которой иностранный гражданин может въезжать в Россию.
Решение об отмене нежелательности пребывания от ФСИН: как добиться?
Сразу скажем, что отменить бессрочную нежелательность пребывания можно. Есть только один вариант, как вернуть возможность посещать Россию — получить судебное решение об отмене нежелательности.
В какой суд идти?
Рассуждая о подсудности, стоит отметить, что все вполне логично: так как иностранный гражданин на территории РФ не привязан к определенному месту жительства, то по факту он лишен возможности выбора подсудности. Поэтому иск нужно подавать в суд по месту нахождения территориального органа ФСИН, который принял решение о нежелательности пребывания.
Очевидно, что для отмены нежелательности пребывания суду необходимо предоставить серьезные аргументы. Спойлер: суд будет явно не на стороне иностранного гражданина, поэтому нужно хорошенько убедить судью о необходимости снятия ограничения. Лучше это передать юристу, так как самостоятельно осуществить задуманное будет крайне сложно.
Тем не менее, имеется все-таки несколько аргументов, которые могут учитываться судом при принятии решения.
Что может повлиять на решение об отмене нежелательности пребывания?
- наличие близких родственников, которые являются гражданами России (к ним относятся дети, родители, супруги)
Пример (решение № 2А-2878/2020 2А-2878/2020~М-2419/2020 М-2419/2020 от 28 июля 2020 г. по делу № 2А-2878/2020):
Административный истец: Оспариваемые распоряжение и решение препятствуют осуществлению им своих прав и свобод, ущемляют его право на уважение личнойи семейной жизни, поскольку все его родственники находятся в России, его родители являются гражданами России, при не отмененном решении и распоряжении он будет разлучен с близкими, лишен возможности получить какой либо документ удостоверяющий личность. В Армении у него нет родственников, имущества.
Суд: Разрешая вопрос о способе восстановления нарушенных прав М.А.Г., суд полагает необходимым возложить на административных ответчиков обязанность в пределах компетенции данных органов повторно рассмотреть вопрос о наличии (либо отсутствии) оснований для принятия решения о нежелательности пребывания М.А.Г. в РФ и его депортации.
- наличие недвижимости на территории России (и отсутствие таковой в стране гражданской принадлежности);
- положительная характеристика (миграционная) в период до судимости;
- другие причины необходимости нахождения на территории РФ (болезнь родственника и т. п.).
Перечисленные обстоятельства могут помочь, однако они не являются гарантией того, что решение о нежелательности отменят. Кроме этого, представленный перечень не ограничен: туда могут быть отнесены и другие обстоятельства, которые будет учитывать суд. Помните, что каждый случай рассматривается индивидуально.
После рассмотрения дела суд может принять одно из следующих решений:
- полная отмена нежелательности пребывания (маловероятно);
- сокращение срока нежелательности пребывания, если он не указан (точно работает);
- отказ в удовлетворении требований.
Раздел 2. Отмена нежелательности пребывания от Минюста
Большинство решений о нежелательности пребывания были приняты до 2020 года. Поэтому в нашей статье, помимо ФСИН, возник еще один орган — Минюст. Ниже объясним, почему.
Орган: Минюст (Министерство юстиции)
Решение: о нежелательности пребывания
Основание: наличие неснятой либо непогашенной судимости
Срок: как срочно, так и бессрочно
Нормативные акты, которые пригодятся:
- Приказ Минюста РФ от 20.08.2007 N 171 «О Порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы» — в настоящее время утратило силу, но для решений, принятых до 2020 года оно действует;
- часть 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»;
- УК РФ (глава 13).
Разница между ФСИН и Минюст
Разница лишь в том, что с 2019 года полномочия относительно принятия решения о нежелательности пребывания перешли от Минюст к ФСИН.
Все решения, принятые до 1 января 2020 — это Минюст; после 1 января 2020 года — ФСИН.
Теперь в перечне федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, установленных Правительством РФ, имеются следующие:
МВД России |
|
Был Минюст |
Исключен с 1 января 2020 г. — Постановление Правительства РФ от 10 мая 2019 г. N 581 |
6. |
МИД России |
7. |
ФСИН России |
На вопрос зачем, некоторые юристы высказались следующим образом:
«На практике такие изменения должны привести к улучшению порядка рассмотрения документов, принятия решения и уведомления самого иностранца или апатрида. В настоящее время решения о нежелательности пребывания осужденных иностранных граждан рассматриваются чиновниками Минюста, которые в глаза не видели самого человека. Решения принимаются заочно, без достаточного исследования личности, обстоятельств совершенного преступления, тяжести преступления. Нежелательными признаются как действительно опасные преступники, осужденные за убийства, бандитизм, изнасилования, так и осужденные по экономическим статьям».
Так, качество принимаемых решений действительно улучшилось. Однако что было до 1 января 2020 года? Решения о нежелательности принимались, что называется поголовно, без разбора и выяснений обстоятельств. При этом такое решение, чаще всего, было бессрочным (пожизненным).
Выглядело оно следующим образом:
В этом разделе нет никакого смысла вновь писать о том, что такое судимость, поэтому предлагаем окунуться с головой в практический аспект.
Что делать с пожизненными сроками нежелательности пребывания? Отменять, что же еще! А точнее сокращать до конкретно установленного срока.
Позиции высших судов:
Верховный суд РФ:
Вместе с тем судебными инстанциями оставлено без внимания, что вопреки приведённым выше нормам в оспариваемом распоряжении не указан срок, на который пребывание (проживание) М.М. на территории Российской Федерации признано нежелательным (срок погашения судимости), т.е. фактически административным ответчиком пребывание (проживание) административного истца в России признано нежелательным бессрочно, в связи с чем выводы судов о ненарушении прав М.М. на личную и семейную жизнь правильными признать нельзя.
При таких данных обжалуемое распоряжение в части бессрочности применённой ограничительной меры не отвечает требованию соблюдения необходимого баланса публичного и частных интересов. У судов отсутствовали правовые основания для признания его законным в указанной части.
Что это значит?
Это значит, что Минюст обязано устанавливать нежелательность пребывания на конкретный срок, исключая при этом наложение ограничения в виде пожизненного (бессрочного) запрета.
Есть и множество примеров этому из практики судов общей юрисдикции (например, Решение № 2А-3535/2019 2А-3535/2019~М-3427/2019 М-3427/2019 от 2 августа 2019 г. по делу № 2А-3535/2019):
Административным ответчиком не представлено доказательств, что, проживая в Российской Федерации, К.А.С. представляет реальную угрозу для общественного порядка, здоровья и нравственности российских граждан.
Положения статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ подлежат применению с учетом норм международного права, в частности статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, гарантирующей каждому право на уважение личной и семейной жизни, и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которым ограничение прав граждан должно отвечать требованиям справедливости и соразмерности конституционно закрепленным целям (часть 3 статья 55 Конституции РФ), а также отвечать характеру совершенного деяния.
Кроме того, суд учитывает, что К.А.С. была условно-досрочно освобождена на основании ст 79 УК РФ на 6 месяцев 29 дней.
Административным ответчиком не представлено доказательств, что вмешательство в право лица на уважение частной и семейной жизни будет являться нарушением статьи 8 Конвенции оправдано крайней социальной необходимостью.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает необходимым отменить распоряжение №-рн от ДД.ММ.ГГГГ о нежелательности пребывания в Российской Федерации К.А.С.
Отмена нежелательности пребывания возможно только через суд. Для этого необходимо составить соответствующее заявление. Что нужно в нем указать?
Описать основные обстоятельства произошедшего
Пример:
- Административный Истец является гражданином Республики Молдова, что подтверждается паспортом № , выданным … .
- Административному Истцу стало известно, что ему не разрешен въезд в Российскую Федерацию на основании пп. 7 ч. 1 ст. 27 ФЗ 114 «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ».
- В отношении Административного Истца Административным Ответчиком принято распоряжение о нежелательные его пребывания в РФ от … .
- Распоряжение принято Административным Ответчиком т.к. Административный Истец был привлечен к уголовной ответственности на территории РФ. Административный Истец был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 241 УК РФ, назначено наказание в виде лишения свободы на срок 6 месяцев в исправительной колонии общего режима.
- Административный Истец обратился к Административному Ответчику с заявлением об отмене Распоряжения, на что получил отказ: «…Минюст России полномочиями по отмене (пересмотру) распоряжений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации не наделен», «…в УК РФ отсутствует взаимосвязь между сроками нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации и сроком погашения судимости».
Указать позицию истца
Пример:
- Административный Истец считает, что Административный Ответчик не прав, указывая, что нет связи между сроком действия нежелательности пребывания и сроком судимости. Это связь прямо указана в нормативно-правовом документе Административного ответчика — инструкции. Получается, что бессрочное распоряжение должно приниматься как отношении террориста, убийцы и того, кто 6 месяцев отбывал наказанием в исправительной колонии общего режима?
Перечислить нормы законодательства, которые подтверждают позицию истца
Пример:
- статьи УК РФ;
- позиции высших судов (например, Постановление Конституционного суда от 19 марта 2003 года № 3-П);
- положения Конвенции о правах и свободах человека (статья 8);
- нормы Конституции РФ (статья 23).
Перечислить требования истца
Пример:
- На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 124 и 218 Кодекса административного судопроизводства Административный Истец просит Суд отменить распоряжение о нежелательности его пребывания (проживания) в РФ от 30.11.2016 №7515-рн в части неустановления срока данного ограничения равному сроки судимости.
- Документы по делу Административный Истец просит направлять по адресу электронной почты: … , а также дублировать по адресу: … .
Не забыть о приложениях к иску
Пример:
- административное исковое заявление с приложениями к нему для Административного Ответчика;
- квитанция об оплате государственной пошлины;
- паспорт Административного Истца;
- выписка из ЕГРЮЛ на Административного Ответчика;
- ответ Административного Ответчика;
- апелляционное постановление.
Составленный нами иск вполне доступен и для читателей. Можете скачать его по этой ссылке:
Иск о признании незаконным решения о нежелательности пребывания
Далее иностранный гражданин получает решение суда:
После этого приходит ответ и от самого министерства:
Раздел 3. Нежелательность пребывания от МВД
Орган: МВД (Управление по борьбе с терроризмом и экстремизмом)
Решение: о нежелательности пребывания
Основание: совершение преступления террористической или экстремистской направленности
Срок: бессрочно
Нормативные акты, которые пригодятся:
- часть 4 статьи 25.10 Закона о порядке въезда и выезда из РФ;
- Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 N 114-ФЗ (статья 5).
Что делать?
Есть два варианта развития событий:
- обратиться напрямую в МВД;
- пойти в суд.
Второй вариант — наиболее предпочтительный.
Стоит отметить, что в случае с МВД все не так страшно. Решения этого органа также могут быть отменены. В доказательство этого у нас в практике имеется положительное судебное решение.
Важно понимать, что в данном случае, как и в предыдущих, речь идет не о полной отмене нежелательности пребывания, а об установлении конкретного срока действия данного ограничения. В любом случае такое решение — победа для иностранного лица, так как есть существенная разница между пожизненным запретом или запретом на определенный промежуток времени.
Раздел 4. Нежелательность пребывания ФСКН
Орган: МВД (Управление по контролю за оборотом наркотиков)
Решение: о нежелательности пребывания
Основание: совершение преступления в сфере оборота наркотиков
Срок: бессрочно
Нормативные акты, которые пригодятся:
- Федеральный закон от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (ст.ст.25.10, 27);
- Федеральный закон от 08.01.1998 №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (статья 59).
В 2016 году ФСКН была упразднена. Ее полномочия передали МВД России. Однако для удобства мы используем прежнее название.
Органами наркоконтроля решение о нежелательности может быть принято в случае совершения преступления в сфере оборота наркотических средств.
Такие решения также подлежат оспариванию.
Процедура аналогично той, что мы описали в Разделе 3.
Раздел 5. Нежелательность пребывания от Роспотребнадзора
Орган: Роспотребнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека)
Решение: о нежелательности пребывания
Основание: наличие инфекционного заболевания, которое представляет собой угрозу для окружающих
Срок: бессрочно
Нормативные акты, которые пригодятся:
- Федеральный закон от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (п.п. 13, п.п.14 п.1 ст.7);
- Приказ Минздрава России от 19.11.2021 N 1079н (ред. от 21.02.2022) «Об утверждении Порядка проведения медицинского освидетельствования, включая проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме иностранного гражданина или лица без гражданства наркотических средств или психотропных веществ либо новых потенциально опасных психоактивных веществ и их метаболитов, на наличие или отсутствие у иностранного гражданина или лица без гражданства инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), формы бланка и срока действия медицинского заключения об отсутствии факта употребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также формы, описания бланка и срока действия медицинского заключения о наличии (отсутствии) инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих»;
- Постановление Правительства РФ от 23.08.2021 N 1390 «О порядке принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, а также приостановления действия и отмены такого решения в отношении лица без гражданства, получившего временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, а также приостановления действия и отмены такого решения в отношении лица без гражданства, получившего временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения»);
- Приказ Роспотребнадзора N 467, ФМБА России N 173 от 23.08.2021 «Об утверждении Порядка представления материалов, свидетельствующих о наличии обстоятельств, являющихся основанием для принятия (приостановления, возобновления действия, отмены) решений о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятых в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, их рассмотрения, а также информирования Федеральной службы безопасности Российской Федерации и территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации о принятии (приостановлении, возобновлении действия и отмене) таких решений, форм соответствующих решений и уведомления».
Итак, в случае, если у иностранного гражданина имеется заболевание, которое в соответствии с российским законодательством относится к инфекционным и представляет существенную угрозу для здоровья населения, то его пребывание на территории РФ признается нежелательным.
Что это за заболевания?
N |
|
туберкулез | |
лепра (болезнь Гансена) | |
сифилис | |
болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) | |
5. |
бессимптомный инфекционный статус, вызванный вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) |
Наличие такого заболевания — повод для государства задуматься о здоровье своих граждан и обезопасить их. Следствием таких действий для иностранца является получение бессрочной нежелательности пребывания.
Получается, что такое решение нельзя отменить?
На самом деле не спешите отчаиваться. Мы сейчас расскажем несколько случаев из практики, свидетельствующих об обратном.
Например (Решение № 2А-9059/2019 2А-9059/2019~М-8092/2019 М-8092/2019 от 23 декабря 2019 г. по делу № 2А-9059/2019):
Истец обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации. Указал, что при вынесении решения не учтены личность иностранного гражданина, иные обстоятельства, заключен брак с гражданкой РФ, от брака имеет двух несовершеннолетних детей. Не были учтены условия жизни его семьи в нарушение ст. 9 Конвенции о правах ребенка. Считает, что данное решение нарушает его права, семейное законодательство, не были учтены все обстоятельства и последствия для его семьи. Решение принято в нарушение требований Конституционного Суда РФ и Европейского суда по правам человека.
Суд указал следующее:
- Указанное решение не принимается в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, страдающих заболеванием, вызываемым вирусом иммунодефицита человека ( ВИЧ -инфекцией), в случаях если они имеют членов семьи (супруга (супругу), детей (в том числе усыновленных), родителей (в том числе приемных) — граждан Российской Федерации либо иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, и при этом отсутствуют нарушения ими законодательства Российской Федерации о предупреждении распространенияВИЧ -инфекции.
С учетом этого в Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства должны быть гарантированы права в сфере семейной жизни, охраны здоровья и защита от дискриминации при уважении достоинства личности, право на судебную защиту согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. - Суды общей юрисдикции при проверке решений уполномоченного органа исполнительной власти о нежелательности пребывания ВИЧ — инфицированного иностранного гражданина в Российской Федерации или об отказе такому лицу во въезде в Российскую Федерацию не вправе ограничиваться установлением только формальных оснований применения норм законодательства и должны исследовать и оценивать наличие реально существующих обстоятельств, служащих основанием признания таких решений необходимыми и соразмерными».
- Судом установлено, что А.Н.Л. длительное время проживал на территории Российской Федерации. С 2013 года состоит в браке с гражданкой Российской Федерации, имеет двух несовершеннолетних детей — 2014 года рождения и 2018 года рождения — граждан РФ, которые постоянно проживают на территории РФ. Родители административного истца постоянно проживают на территории РФ, имеют вид на жительство.
- Из представленных медицинских документов установлено, что А.Н.Л. состоит на диспансерном контроле в Республиканском центре по профилактике СПИДа с 07. 07. 2011 года. С 15. 10. 2015 г. получает лечение.
- Данные обстоятельства не были учтены государственным органом при принятии решения, решение принято по формальным основаниям. Оно не может быть признано законным, поскольку нарушает права истца, не является необходимым и соразмерным допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям.
- Основания принятия оспариваемого решения носят формальный характер — только наличие заболевания, конкретные обстоятельства, связанные с личностью иностранного гражданина, условиями его жизни, работы, иные заслуживающие внимание обстоятельства не рассматривались органом при принятии оспариваемого решения.
Решение:
Признать незаконным решение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека онежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации от 17. 08. 2011 года в отношении А.Н.Л.
К чему этот пример приведен?
Прежде, чем принять решение о нежелательности пребывания, суд должен рассмотреть все обстоятельства дела в совокупности. Он не должен опираться исключительно на факт того, что гражданин имеет инфекционное заболевание.
Что поможет?
- наличие близких родственников — граждан РФ;
- соблюдение требований законодательства относительно распространения и предупреждения ВИЧ — инфекции;
- отсутствие каких-либо нарушений российского законодательства.
Стоит отметить, что нежелательность пребывания возможно отменить и при наличии иных заболеваний, утвержденных перечнем. Не стоит ограничиваться только приведенным нами примером. Нашими специалистами успешно были отменены нежелательность нахождения в РФ иностранных лиц с сифилисом, туберкулезом.