У ИП и юридических лиц есть один способ с лёгкостью потратить заработанные ими деньги в очень короткие сроки. Только вот нет сомнений в том, что этим лицам этот способ не очень сильно понравится, ведь речь идёт о получении штрафа за иностранного работника. Штрафы просто огромные, причем они умножаются на количество работников. В этой статье мы подробно разберем эту тему, а также раскроем тонкости и нюансы, которые, возможно, вам не понравятся, но с ними обязательно нужно будет считаться. Кстати, у нас много статей на эту тему, рекомендуем вам с ними ознакомиться.
Есть и видео на эту тему:
Приступим.
Как и в другой любой теме, крайне важно начать с основных нормативно-правовых актов. В случае, если вы получили штраф за неоформленного иностранца, вам необходимо будет обратиться к следующим документам, чтобы что-то предпринять:
- Федеральному закону “О правовом положении иностранных граждан” – в этом законодательном акте находятся основные нормы, регулирующие правоотношения между иностранцами и государственным органами РФ в трудовой и предпринимательской сфере.
- Кодексу об административных правонарушениях – в этом кодексе указаны как сами правонарушения, к примеру, штраф за неоформленного иностранца, так и наказания за них;
Теперь нам нужно ответить на вопрос: без чего невозможен апофеоз спектакля в виде, например, штрафа за работника без патента? Ответ прост: без актёров. Главными лицами в этих правоотношениях, то есть субъектами, будут: работодатель (заказчик работ), иностранец или лицо без гражданства и управление по вопросам миграции министерства внутренних дел. Тут же мы отметим важную информацию: нет мы не ошиблись, упоминая МВД вместо Федеральной миграционной службы, поскольку последнюю упразднили аж в 2016 году. Итак, обозначив субъекты правоотношений, раскроем их поподробнее, ведь в этой реке нас ждут подводные камни в виде разочарований от некоторых фактов. Начнем с работодателя .
В статье 13 ч.2 и ч.3 ФЗ “О правовом положении граждан” даны определения как работодателю, так и заказчику работ.
Как вы могли заметить у них есть один общий признак, а именно: данный субъект должен иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, то есть отсюда незамедлительный вывод: не все подряд могут нанимать иностранцев. Речь идет только про иностранцев, которые прибыли в РФ в порядке визового режима (кроме высококвалифицированных специалистов). Конечно же, для привлечения граждане СНГ, Украины никаких разрешений получать не нужно. Только уведомлять о приеме на работу.
Следующим немаловажным моментом для работодателя является примечание из статьи 18.1 КоАП, в котором говорится, что индивидуальные предприниматели несут такую же административную ответственность, как и юридические лица, если в законе не указано иное. То есть все возможные штрафы за иностранного работника для юридических лиц, упомянутые в этой статье, будут распространяться также и на ИП. А теперь рассмотрим следующий субъект этих правоотношений – иностранного работника.
Иностранный работник согласно статье 13 ч. 4 вышеупомянутого ФЗ может вступать в данные правоотношения при следующих условиях:
- Субъект достиг возраста 18 лет;
- Наличие разрешения на работу или патента (для граждан некоторых стран и патенты отменены, нужен только трудовой договор).
В этой же части указаны и исключения, при которых не будет штрафа за иностранного работника без разрешения или патента на работу, приведем несколько из них:
- Иностранец постоянно/временно проживает на территории РФ;
- Участвует в государственной программе по добровольному переселению;
- Является сотрудником международных организаций/дипломатических представительств, работником консульских учреждений или домашним работником указанных лиц;
- Будучи студентом, работает на каникулах (тут много оговорок);
- Приглашенные педагоги;
- Иностранцы, прибывшие на гастроли.
Но и это не всё. Невозможен штраф за работника без патента или разрешения на работу и с граждан стран, входящих в Евразийский экономический союз. В нём участвуют следующие государства: Казахстан, Армения, Кыргызская Республика, Республика Беларусь. Но при этом работодатель всё ещё обязан уведомлять миграционный орган о приёме на работу иностранцев с этих государств. А теперь перейдём к субъекту, без проверок которого невозможно было бы запустить процесс наложения штрафа за неоформленного иностранца, — управлению по вопросам миграции МВД.
Данный орган проводит проверки – приходит на территорию работодателя или заказчика в целях выявить миграционные нарушения. И нередки ситуации, когда, допустим на стройке, данная служба берёт иностранца, который в свою очередь с неосведомлённости или страху подписывает документы, свидетельствующие о том, что он нелегально здесь работает. Эта ситуация и есть встреча 3-х субъектов на распутье, а результатом, к примеру, будет штраф за работника без патента. Санкцию можно смягчить (установить сумму ниже низшего предела или обойтись предупреждением), или, если очень повезёт – отменить, однако как это сделать мы рассмотрим позже, для начала нам нужно выяснить причины наложения штрафа за иностранного работника, а также его размеры и нюансы.
Причины наложения штрафа за иностранного работника указаны в статье 18.15 кодекса об административных правонарушениях, отметим, что мы упомянем только размеры штрафов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а помимо них есть ещё физические и должностные лица. Возвращаясь к причинам, назовём их перечень:
- Привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина без разрешения на работу или патента – от 250-ти до 800-от тысяч рублей либо приостановление деятельности на 14 – 90 дней;
- Использование и привлечение к трудовой деятельности иностранца работодателем без разрешения на использование иностранных работников – от 250-ти до 800-от тысяч рублей либо приостановление деятельности на 14 – 90 дней;
- Неуведомление миграционного органа о заключении, расторжении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ, в течение установленного законом сроком – 3-х дней – от 400-от до 800-от тысяч рублей либо приостановление деятельности на 14 – 90 дней;
Мы видим нереальные штрафы, но это ещё только верхушка айсберга.
Пункт 4 этой же статьи ужесточает эти санкции на территории городов федерального значения и их областей (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область), устанавливая штраф в размерах от 400-от тысяч до одного миллиона рублей. А контрольным выстрелом будет 2 примечание в этой же статье, которое гласит, что штраф устанавливается за каждого нелегально привлеченного к трудовой деятельности иностранца ОТДЕЛЬНО. К счастью, при правильных действиях юриста и определённых условиях возможно смягчить или отменить штраф.
Однако поглядим правде в глаза: отменить штраф будет практически невозможно. Зато у нас есть следующие инструменты исправления сложившейся ситуации, речь идёт: об установлении размера штрафа ниже минимального предела или ограничение предупреждением. Это возможно при наличии условий, указанных в статьях 4.1.1. и 3.4. КоАП:
- Нарушитель – субъект малого или среднего предпринимательства;
- Административное правонарушение совершено впервые;
- Нарушение выявлено в ходе государственного надзора;
- Отсутствует угроза или причинение вреда общественным отношениям, указанных в ч. 2 статьи 3.4. КоАП;
При наличии данных оснований можно рассчитывать на смягчение санкции или вовсе её отмену. Следующий этап – это составление жалобы на постановление об административном правонарушении.
Её структура будет выглядеть довольно типично:
- Описание основных фактов – тут будут произошедшие события;
- Основания – здесь мы указываем по каким причинам мы имеем право на смягчение санкции, ссылаясь на статьи 4.1.1. и 3.4. КоАП;
- Заявленные требования – просим ограничиться только предупреждением/снизить размер штрафа/вовсе его отменить, чтобы наказание соответствовало соразмерности деяния;
- Приложения – прикладываем необходимые документы.
А теперь отдельно выделим все самое важное по этой теме:
- Индивидуальный предприниматель платит такие же штрафы, как и юридическое лицо;
- При выявлении двух и более нелегально привлеченных к труду работников работодатель отвечает за каждого по отдельности;
- Штрафы преследуют за собой цель предотвращения повторных правонарушений и должны быть соразмерными совершенным деяниям.
А теперь рассмотрим нашу практику. В ходе проверки компетентными органами был выявлен иностранный гражданин, который осуществлял трудовую деятельность в качестве подсобного рабочего без наличия разрешения на осуществление трудовой деятельности.
Последний факт был связан с тем, что из-за коронавирусной инфекции и как следствие – отсутствия денег, у иностранца не было возможности оформить новый паспорт и продлить патент. Привлекаемое к административной ответственности лицо, то есть наш клиент, признал факт того, что было совершено правонарушение.
Однако результат в виде штрафа в размере 400 тысяч рублей был вынесен без учета всех фактических обстоятельств дела, и эта санкция не является соразмерной, совершенному деянию. Также на стороне нашего клиента есть и все условия из статей 4.1.1. и 3.4. КоАП, необходимые для замены административного штрафа предупреждением.
На этих основаниях наш клиент потребовал либо не применять административное наказание, а ограничиться предупреждением, либо снизить размер штрафа ниже низшего предела, чтобы он был соразмерен совершенному деянию. Это дело ещё в процессе, поэтому вы можете проследить за его развитием на нашем youtube-канале или блоге. Вот наш процессуальный документ и которого вам станет понятна суть спора.
Как вы видите – штрафы очень серьезные и без хорошего и грамотного юриста в таком вопросе не обойтись. У наших коллег огромный опыт по решению типовых вопросов, если вам грозит штраф за иностранного работника, то мы готовы вам помочь решить эту проблему.