На сегодняшний день в Российской Федерации административный штраф справедливо считается одним из самых распространенных видов административного наказания. Штраф за иностранца, будучи разновидностью административного штрафа, является не только распространенным, но и крайне тяжелым с материальной точки зрения наказанием для субъектов предпринимательства – индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Например, за отсутствие патента (т.е. разрешения на осуществление трудовой деятельности) штраф за работу иностранного гражданина может обойтись организации или ИП от 250 до 800 тыс. руб. Если же указанное административное правонарушение совершается на специально оговоренных в законодательстве территориях (Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях), то размеры штрафа за работу иностранца варьируются в пределах от 400 тыс. до 1 млн. руб.
Наша видеоинструкция о том как отменить или снизить штраф ФМС
Обычно миграционный орган выносит штраф по нижней планке законодателя, но от этого легче не становится. Штраф в размере 400-500 тыс. руб. для любой компании может оказаться неподъемным.
Что мы можем предложить и чем мы можем помочь?
— отменить штраф (не так часто)
— снизить штраф (чаще, чем отмена штрафа)
— потянуть время (месяца 3-4, если пустить все на самотек, то штраф удвоится)
Наш подкаст о том как избежать, отменить или снизить штраф ФМС →
Штраф за иностранца – вещь весьма неприятная еще и потому, что органы, налагающие его, редко идут на уступки «правонарушителям». Важное замечание: уступка в конкретном случае не означает то, что государственный орган или должностное лицо смягчают Вам административное наказание или вовсе освобождают от него с помощью каких-то противоправных действий. Нет, речь идет об абсолютно законном послаблении, возможность которого вытекает из содержания ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ. В частности, мы имеем в виду замену административного штрафа на предупреждение.
Предупреждение – это всего лишь письменное неодобрение Вашего неправомерного поведения. Несложно догадаться, что предупреждение, в отличие от административного штрафа, никакого экономического ущерба нанести не способно. Поэтому многих предпринимателей новость о замене штрафа за мигранта на предупреждение радует ничуть не меньше, чем новость об освобождении от административного наказания вообще.
Итак, в ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ законодатель называет несколько условий, при которых административный штраф, в том числе штраф за иностранного гражданина, может быть заменен на предупреждение. Назовем их:
- Правонарушитель – это субъект малого или среднего бизнеса;
- Правонарушение совершается в первый раз;
- Правонарушение было установлено в рамках реализации государственного или муниципального контроля;
- Предупреждение не названо законодателем в качестве административного наказания в статье КоАП РФ, посвященного данному виду правонарушения;
- Правонарушение не имело своим следствием причинение вреда жизни или здоровью граждан, безопасности государства и т.п.;
- Правонарушение не охватывается перечнем правонарушений, в отношении которых запрещается использовать замену штрафа на предупреждение.
Выше мы уже подчеркивали довольно большие размеры штрафа за работу иностранного гражданина. Отметим, что причиной штрафа за работу иностранца может быть не только отсутствие патента, но и другие нарушения трудового и миграционного законодательства. При этом не всегда работодатель, которому предъявляют требование уплатить штраф за работу иностранца, совершает правонарушение умышленным образом.
Приведем пример. Несколько лет назад работодателю фактически был назначен штраф ФМС за то, что он не различил содержание терминов «заключение трудового договора» и «вступление трудового договора в силу». В частности, он заключил трудовой договор с иностранным специалистом в апреле, а вступал в силу трудовой договор в мае. Работодатель посчитал, что предупредить ФМС о заключении трудового договора он должен в мае, когда документ вступит в силу и иностранный работник приступит к исполнению своих трудовых обязанностей. Однако ФМС (на тот момент действовал этот орган, а не МВД) посчитал иначе (по его мнению, направить соответствующее уведомление было необходимо на дату заключения трудового договора) и наложил на работодателя штраф в размере 400 тыс. руб. Штраф ФМС работодатель пытался обжаловать, но безуспешно. Попутно скажем, что на момент разбирательств нормы о замене штрафов на предупреждение не существовало.
Таким образом, соблюдение трудового законодательства в части регулирования отношений с иностранным работником во многом зависит не только от желания работодателя, но и его осведомленности о нюансах нормативно-правовых положений в этой сфере. Ввиду этого, безусловно, юридическая консультация здесь играет первостепенную роль.
Допустим, Вы уже неосознанно или осознанно нарушили законодательство и Вам назначили штраф за мигранта баснословного размера. Означает ли это, что юридическая помощь на данном этапе бессмысленна? Конечно, нет. Ведь юрист здесь может помочь Вам использовать правило ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, чтобы ограничиться одним предупреждением. Ну а если речь идет о ситуации, когда факт правонарушения вообще отсутствовал, то квалифицированные юристы помогут Вам отменить штраф за иностранного гражданина без назначения какого-либо другого административного наказания.
Так, недавно к нам обратились по вопросу штрафа за мигранта по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, то есть речь шла о нарушении не трудового, а миграционного законодательства. В частности, в отношении нашего клиента (гостиницы) в конце июня 2019 года было вынесено постановление о назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 400 тыс. руб. за совершение правонарушения, установленного ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ. Коротко о данном составе правонарушения: гостиницы обязаны уведомлять МВД РФ о прибытии/убытии иностранца. Из содержания постановления усматривалось, что гражданин Кыргызстана въехал в гостиницу 21.03.2019. При заполнении уведомления о его прибытии регистрация оформлялась с 21.03.2019 по 18.06.2019. Однако согласно информации из системы АС ЦБДУИГ установлено, что данный иностранный гражданин перерегистрировался на новый адрес, и наш клиент не исполнил свои обязанности и не уведомил МВД РФ об убытии указанного иностранца.
В судебном порядке мы данное постановление о назначении административного штрафа обжаловали, подчеркнув следующее:
- Наш клиент признает, что не уведомил МВД о факте перерегистрации, однако делал это без умысла;
- Наш клиент не имел возможности уведомить МВД, поскольку не знал о факте перерегистрации иностранного гражданина. Данное обстоятельство обусловлено тем, что у нашего клиента отсутствует доступ к базе АС ЦБДУИГ. Соответственно, наш клиент не имеет возможности в онлайн-режиме ознакомиться с данными о регистрации упомянутого иностранного гражданина;
- Иностранный гражданин самостоятельно произвел перерегистрацию, не уведомил нашего клиента, и ввиду этого наш клиент не знал о данном факте. Впоследствии он узнал об этом уже только от проверяющих органов;
- Наш клиент всегда ответственно подходит к своим законодательным обязанностям, и на этот раз, если бы у нашего клиента была информация о факте перерегистрации, он надлежаще исполнил свою обязанность по уведомлению МВД, тем более никаких особых сложностей она у него не вызывала, поскольку составление документа-уведомления заняло бы около пяти минут времени. Однако такой возможности наш клиент не имел. Более того, иностранец регулярно появлялся в гостинице, что косвенно говорило нашему клиенту об отсутствии у первого планов по перерегистрации;
- Проживание иностранного гражданина было оплачено до 08.06.2019 года, вследствие чего наш клиент не имел никаких предположений о возможном намерении данного иностранного гражданина перерегистрироваться;
- При вынесении постановления МВД РФ не в полной мере исследовало все фактические обстоятельства, имеющие правовое значение для данного административного дела. Лишь после исследования всех обстоятельств дела МВД РФ могло сделать вывод о наличии либо отсутствии доказательств, исключающих административное наказание для нашего клиента;
- Наш клиент просит не применять административное наказание в виде штрафа, а ограничиться только предупреждением согласно нормам, сосредоточенным в ст. 4.1.1 КоАП РФ, либо снизить сумму вменяемой санкции ниже низшего предела, поскольку наш клиент соответствует всем юридически значимым параметрам, названным российским законодателем для ситуации замены штрафа на предупреждение.
Итак, если Вы столкнулись с проблемой назначения штрафа за иностранца, то отчаиваться не стоит. Мы можем помочь Вам преодолеть ее одним из следующих способов: 1) доказать отсутствие состава правонарушения по КоАП РФ; 2) доказать необходимость замены штрафа на предупреждение.