В очередной раз мы обращаемся к теме запретов на въезд в РФ не просто так. В настоящее время наблюдается переломная практика принятия решений о запрете. ЛНР и ДНР, будучи местом проживания ряда граждан, в рамках рассматриваемой темы приобретает не только политическое, но и юридическое значение.
Ранее запрет въезда гражданам Украины рассматривался нами как абсолютно ординарный, т.е. не было никаких специфических особенностей в части аннулирования данных запретов. Сейчас это не так.
Наш подкаст «Как снять запрет на въезд в РФ?» →
Также предлагаем Вам присоединиться к нашему Телеграм-чату «Запрет на въезд в РФ», где Вы сможете бесплатно задать вопрос юристу или найти ответ в разделе «Ответы на основные вопросы». Ссылка на чат здесь.
Вы можете подписаться на нас в социальных сетях и обратиться с интересующим вопросом
Наша видеоинструкция о том как составить заявление и иск о снятии запрета на въезд в РФ.
Несмотря на то что Российская Федерация самостоятельный международно-правовой статус указанных образований не подтвердила, отношение к населяющим их людям является особенным. Так, 24 апреля 2019 года Президент РФ подписал Указ № 183, которым разрешается предоставлять жителям определенных районов Донецкой и Луганской областей российское гражданство в упрощенном порядке.
Ознакомившись с содержанием упомянутого Указа, Вы можете сделать справедливый вывод о том, что формально он никоим образом не относится к теме запретов. ЛНР и ДНР здесь просто определены как районы, проживание на территории которых дает право на использование упрощенного порядка получения нашего гражданства. Однако все-таки запрет, ДНР, ЛНР здесь взаимосвязаны фактически. Такое умозаключение мы можем вывести благодаря складывающейся практике по отмене запрета Брянска, точнее Управления по вопросам миграции УМВД, расположенного на территории г. Брянска.
Допустим, было принято решение о запрете. ЛНР при этом является местом регистрации гражданина, в отношении которого принято решение. Более того, такой гражданин (как правило, гражданин Украины) имеет намерение получить российское гражданство, воспользовавшись упрощенной процедурой, появившейся в апреле 2019 года. В таком случае МВД снимет запрет, по крайней мере, если речь идет о запрете Брянска. Несложно догадаться, что аналогичное решение будет и тогда, когда вместо ЛНР имеет место ДНР, т.е. установлен запрет, ДНР – это место проживания гражданина, в отношении которого он был принят.
Подчеркнем, что действительно появились кардинальные изменения в отношении к запретам на въезд. ЛНР ранее никогда не рассматривалась в качестве исключительного обстоятельства, которое учитывается компетентными органами при аннулировании запретов въезда гражданам Украины. Запрет на въезд, ДНР как смягчающее обстоятельство при его отмене – это аналогичная история.
Проиллюстрируем вышеизложенное на реальном примере из практики.
В мае 2019 года к нам обратилась гражданка Украины с проблемой запрета Брянска. Следовательно, фактически имел место запрет въезда в РФ. ДНР при этом являлось местом фактического проживания нашей клиентки. Кроме того, наша клиентка была официально зарегистрирована на территории ДНР, что не было принято во внимание Управлением по вопросам миграции УМВД России по Брянской области, которое соответствующее решение о запрете на въезд принимало. Составив заявление с требованием отменить запрет на въезд, ДНР мы назвали в качестве обстоятельства, которое должно расцениваться МВД как исключительное. В частности, мы указали:
А) Нахождение клиентки по месту ее жительства в ДНР может иметь возможные неблагоприятные последствия для нее;
Б) Настоящее время в ДНР сложилась исключительная ситуация, которая по всеобщему признанию характеризуется наличием чрезвычайных обстоятельств, сопровождающихся гибелью людей;
В) Применение наказания в виде запрета на въезд в Россию повлечет опасность причинения вреда жизни и здоровья нашей клиентки;
Г) В числе изложенного следует принять во внимание, что в связи с событиями на Украине Правительство РФ принимает определенные меры, направленные на предоставление временного убежища на территории Российской Федерации гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории ДНР и ЛНР;
Д) Более того, принят Указ Президента РФ, который позволяет гражданам, проживающим на территориях ДНР и ЛНР, получать гражданство РФ, чем и планирует воспользоваться клиентка в ближайшее время;
Е) При таких обстоятельствах назначение клиентке наказания в виде запрета въезда в РФ нельзя признать соответствующим целям наказания и принципам назначения наказания.
Итак, пытаясь аннулировать запрет въезда в РФ, ДНР мы указали в качестве исключительного обстоятельства, поскольку на ее территории происходят военные действия и, как результат, гибнут жители. Легко догадаться, что при отмене запрета на въезд ЛНР будет иметь идентичное юридическое значение, так как и там война продолжается.
Отметим, что, помимо запрета на въезд, нашей клиентке было назначено также наказание в виде депортации. ДНР, как мы подчеркнули, в настоящее время не может расцениваться в качестве безопасного места нахождения иностранного гражданина. Иначе говоря, депортация и ДНР – это на сегодняшний день взаимоисключающие обстоятельства. В частности, нормативно-правовым обоснованием нашей позиции стали международно-правовые стандарты защиты прав человека:
А) В силу ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах гражданин не может быть выдан в той ситуации, при которой есть веские основания считать, что в государстве, которое делает соответствующий запрос, такой гражданин может быть подвергнут пыткам, а также иному наказанию, которое унижает человеческое достоинство;
Б) В соответствии со ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод бесчеловечным наказанием признается ситуация, при которой наказание длится в течение нескольких часов, вследствие его применения может быть нанесен действительный физический вред или причинены страдания психического и физического свойства. Наказанием, унижающим достоинство человека, является такое наказание, которое способно вызвать у гражданина чувство тревоги, страха и неполноценности.
Важно понимать, что при аннулировании запрета на въезд ЛНР (ДНР) может быть не единственным исключительным обстоятельством. Например, гражданин Украины может иметь близких родственников-россиян, учиться в российском учебном заведении и др. Чем больше исключительных обстоятельств укажет гражданин, тем больше вероятность того, что МВД отменит запрет на въезд в РФ. Поскольку в рассмотренном случае у нашей клиентки единственным исключительным обстоятельством было проживание и регистрация на территории ДНР, мы дополнили его указанием на то, что наша клиентка всегда уважала законодательные нормы Российской Федерации, в том числе миграционно-правовые нормы Российской Федерации.
В итоге в начале июня 2019 года Управление по вопросам миграции УМВД России по Брянской области, ознакомившись с нашими доводами, разрешило клиентке въезд в Российскую Федерацию.
Таким образом, запрет въезда гражданам Украины с недавнего времени может быть аннулирован при наличии таких исключительных обстоятельств, как проживание на территории ДНР (ЛНР) и желание получить гражданство РФ.