В России очень строго наказывается бизнес за нарушение оформления иностранного работника. Для трудоустройства иностранного гражданина есть очень много формальных требований, нарушение которых наказывается большим штрафом. Это очень существенные потери для бизнеса. В статье мы расскажем, как обжаловать штраф за работника иностранца, что нужно делать, чтобы снизить штраф за иностранца. На примере нашей практики мы покажем, как составляется возражение в суд на штраф ФМС, и чего от этого можно добиться.
Наш подкаст о том как избежать, отменить или снизить штраф ФМС →
Рассмотрим законодательные нормы, которые устанавливают требования к оформлению работников из других стран и меру наказания за их нарушения. Есть Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан» от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ, который регулирует отношения в сфере трудовой и предпринимательской деятельности между иностранными гражданами и российскими государственными органами. Статья 13 данного Закона устанавливает, что работодатель, а также заказчик услуг по гражданско-правовому договору иностранного гражданина должен иметь разрешение на привлечение к труду иностранцев, а иностранец имеет право работать в Российской Федерации при наличии разрешения на работу или патента. Есть исключения из этого правила, вот несколько из них:
- Иностранец постоянно или временно проживает в России;
- Является участником Государственной программы по добровольному переселению;
- Иностранец является сотрудником дипломатического представительства;
- Работает на иностранное юридическое лицо, которое осуществляет гарантийное обслуживание, поставляемого в Россию оборудования;
- Если является студентом, то разрешено работать в свободное от учёбы время, в период каникул, а также в самом учебном заведении;
- Признанные беженцами, получившие временное убежище.
Штраф за неоформленного работника иностранца не назначается за иностранных граждан из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), у них не должно быть разрешения на работу (патента),но вот уведомлять о приеме их на работу надо. В статье 97 международного договора о создании ЕАЭС, подписанного Россией, указано, что работодатели и заказчики услуг иметь право привлекать работников из стран-участников без национальных ограничений. В ЕАЭС входят Россия, Казахстан, Армения, Республика Беларусь, Кыргызская Республика.
В статье 18.15 КоАП РФ установлены составы, административные наказания (штрафы, административное приостановление деятельности) за правонарушения, связанные с трудоустройством иностранных граждан:
- Пункт 1 статьи – если у иностранного гражданина нет разрешения или патента, и он не относится к специальной категории, для лица, привлекшее его предусмотрено наказание для физических лиц – 2000 – 5000 рублей; для должностных лиц – от 25 000 до 50 000 рублей; для юридических лиц – от 250 тысяч до 800 тысяч рублей, либо приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток;
- Пункт 2 статьи предусматривает наказание за привлечение иностранце, если у самого работодателя (заказчика) нет разрешения – наказание будет аналогичное пункту 1;
- 3 пункт предусматривает наказание за неуведомление миграционного органа о найме иностранного гражданина – наказание будет, как в первом и втором случаях;
- Наконец, пункт 4 устанавливает более суровое штрафы, если указанные выше правонарушения совершены в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях — штраф для граждан 5 000 – 7 000 рублей; для должностных лиц 35 000 – 70 000 рублей; для юридический лиц 400 тысяч – 1 миллион рублей.
Вернёмся к пункту 3. В законе содержится требование об обязательном уведомлении миграционного органа о работе иностранца. Работодатель или заказчик должны отправить такое уведомление в течение трёх дней с даты заключения договора. Уведомление необходимо сделать с соблюдением формальных требований, установленных Приказом МВД России от 30 июля 2020 года №536. Данный приказ регламентирует порядок подачи и содержит шаблон уведомления.
Штраф за неоформленного работника иностранца может быть от 250 тысяч до 800 тысяч рублей. Если нарушение совершено в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области – от 400 тысяч до 1 млн рублей! Это очень большие суммы. Стоит отметить, что такой штраф за работу иностранного гражданина будет за каждого отдельного работника. Как правило, штрафы выставляют по нижней планке. Однако вряд ли от потери 400 тысяч рублей становится легче.
Мы знаем как как ФМС (сегодня это Управление по вопросам миграции МВД) проводит такие проверки. Представители органа просто приходят на стройку, не выясняя, чьи именно это работники, забирают их. Далее заставляют подписывать бумаги, что они работают на некое ООО (как впоследствии оказывается, что это ООО нашего клиента).
Иностранцы, не понимая ситуации, желая, чтобы их поскорее отпустили, быстро подписывают, что им скажут. После этого их выдворяют из России за работу без патента, а через 2-3 месяца приходит крупный штраф за работника иностранца на юридическое лицо по 400 000 рублей за каждого работника, и штраф на должностное лицо в 40 000 рублей. Обжаловать штраф за неоформленного работника иностранца будет сложно, даже если в такой ситуации иностранец и не был работником этого ООО. Это крайне сложно доказать.
Чем же тогда может помочь юрист, если всё так безысходно? Есть ли вообще смысл обращаться за юридической помощью? Мы считаем, что да. Обжалование результатов миграционной проверки может потянуть время для уплаты штрафа, снизить штраф ФМС. Мы дадим грамотные письменные объяснения, возьмём на себя общения с сотрудниками госоргана, всё приобщим в дело, будем представлять интересы в суде. Снизить штраф за неоформленного иностранца вполне реально, отменить сложно. Главное – привести основания для смягчения наказания. Отменить штраф тоже можно: позиция такая — работники не наши, но если вы так не считаете, то хотя бы снизьте ниже низшего предела.
По каким основаниям может быть снижен штраф? Такие основания прописаны в законе:
- Отсутствие отягчающих обстоятельств (например, лицо уже было привлечено по такому составу);
- Признание вины;
- Лицо состоит в Реестре малого и среднего предпринимательства (РМСП);
- Отсутствие каких-либо опасных последствий правонарушения (вред жизни и здоровью и т.п.).
Как мы уже написали, самый низкий предел штрафа в Москве – 400 тысяч рублей. Штраф за работу иностранного гражданина может быть ниже этой планки, если заявить такое ходатайство. Суд будет обращать внимание на указанные основания.
Теперь про наше дело. Клиент – индивидуальный предприниматель, столкнулся с проверкой Управления по вопросам миграции МВД, после которой был вынесен штраф за работу иностранного гражданина из Таджикистана. Клиент был оштрафован за неуведомление госоргана в 3-дневный срок о трудоустройстве иностранного гражданина.
Какими сведениями руководствовался Отдел иммиграционного контроля, какие были доказательства совершения нарушения? Доказывание в основном строилось на устных показаниях людей, в особенности самого иностранного гражданина, а также на рапортах сотрудников. Так, к делу были приобщены показания представителя другого ООО, с которым у нашего Клиента был договор на возмездное оказание услуг. Орган также обратился к базе данных УВМ ГУ МВД России по Москве, из которой следует, что уведомлений и заключении трудовых договоров и гражданско-правовых договоров на выполнение работ и оказания услуг с гражданином Таджикистана на момент проведения проверки не поступало.
Управление по вопросам миграции направило материалы дела (определение о передаче дела об административном правонарушении) в районный суд). Со стороны нашего Клиента – привлекаемого лица, мы направили возражения и пояснения на материалы дела. Сделать это очень важно, так как это единственная возможность снизить или отменить штраф ФМС, который однозначно будет назначен, если проигнорировать суд.
Как правильно составить документ в суд? Структура возражения следующая:
- Описание основных фактов (здесь мы пишем, что именно произошло, как выглядит ситуация со стороны индивидуального предпринимателя);
- Позиция привлекаемого лица (несогласие с позицией Управления по вопросам миграции, по поводу события административного правонарушения, наличия вины);
- Правовые основания возражений и пояснений (ссылки на нормативно-правовые акты, акты госорганов, обосновывающие правомерность наших требований);
- Наши требования (что именно мы ждём от решения суда);
- Приложения (дополнительные документы, подтверждающие наши доводы).
Мы отправили возражения и пояснения в районный суд, в который госорганом было передано дело об административном правонарушении. В шапке документа необходимо указать реквизиты суда, привлекаемого лица и миграционного органа.
Мы постарались максимально подробно описать ситуацию со стороны индивидуального предпринимателя: детали проведённой проверки, доказательства и основания привлечения к ответственности, пояснения ко всем из них. Гражданин Таджикистана является работником подрядчика, который оказывал услуги по разгрузке-погрузке. В такой ситуации обязанности уведомлять миграционной орган не было. Ещё одним из наших доводов был, что факт нарушения выявлен 13 июня, а решение по нему принято только 16 ноября. Штраф за неоформленного иностранца вынесен неправомерно, с нарушением процедуры.
Таким образом, с нашей позиции отсутствует состав административного правонарушения, нарушена процедура привлечения к ответственности. Миграционный органа не выяснил все необходимые обстоятельства дела, чтобы назначить штраф за работника иностранца. Можно ознакомиться с документом, который мы составили для нашего Клиента.
В данном деле у нас получилось вдвое снизить штраф за работника иностранца с 400 тысяч до 200 тысяч рублей. Полностью отменить штраф за неоформленного иностранца получается очень редко. Если вам нужна юридическая помощь в обжаловании штрафа, может обратиться к нашим юристам по этой ссылке.