В настоящее зачастую индивидуальные предприниматели и юридические лица в процессе своей деятельности сталкиваются с привлечением к административной ответственности в виде штрафа за работника-иностранца за правонарушения в сфере миграционного и трудового законодательства. В частности, штраф за работу иностранного гражданина без разрешения на работу или патента и штраф за неуведомление ФМС о заключении или расторжении трудового договора с гражданином иностранного государства. В этой статье будет затронут вопрос о таком виде наказания, рассмотрена соответствующая судебная практика по делам о штрафах ФМС, рассмотрены правовые возможности по отмене или уменьшению размера штрафа.
Наш подкаст о том как избежать, отменить или снизить штраф ФМС →
Что представляет собой штраф за работу иностранного гражданина?
Основной характерной чертой административных штрафов за работника-иностранца является их очень большой размер. В соответствии со статьёй 18.15 КоАП размер штрафа для юридических лиц составляет от 250 до 800 тысяч рублей. Следует отметить, что административный штраф налагается на организацию за каждого работника по отдельности. А если правонарушение совершено в Москве/Московской области или в Санкт-Петербурге/Ленинградской области, то тогда размер штрафа увеличивается, и он уже составляет от 400 тысяч до 1 миллиона рублей. Кроме того, штраф возлагается и на должностное лицо, ответственное за соблюдение миграционного законодательства в трудовой деятельности организации. Действительно, размеры штрафа являются существенными для каждой организации, а для некоторых и вовсе непосильными. Из анализа судебной практики по таким делаем следует, что назначается штраф в минимальном размере, допустимым законодательством, однако этот размер всё равно остаётся существенным.
Штраф, в большинстве случаев, конкретно назначается за следующие административные правонарушения:
- Трудоустройство иностранца без патента / разрешения на работу или истечение сроков документов (регистрация);
- Осуществление трудовой деятельности, которая не указана в патенте;
- Неуведомление или нарушение сроков уведомления МВД о заключении трудового договора с иностранным гражданином или о его расторжении.
Стоит отметить, что ФМС (Федеральная миграционная служба) была упразднена в 2016 году, и её полномочия по осуществлению контроля в сфере миграции перешли в МВД. Поэтому возбуждают административные дела теперь органы внутренних дел, однако это сути не меняет, правоприменительная практика не претерпела существенных изменений.
Возможно ли отменить или уменьшить размер штрафов?
Сразу отметим, что полностью отменить административный штраф крайне сложно, об этом говорит судебная практика по таким делам. Хотя статья 4.1.1 КоАП допускает замену штрафа письменным предупреждением при следующих обстоятельствах:
- Штраф назначается субъектам малого и среднего предпринимательства;
- Правонарушение совершено в первый раз;
- Правонарушение выявлено в ходе государственного контроля.
Случаются ситуации, когда в организацию приходят сотрудники миграционного контроля с проверкой и берут первого попавшегося работника-иностранца. Составляют протокол, опрашивают его. В итоге получается так, что по мнению миграционного контроля он работал в организации клиента, хотя по факту он работал в совсем другой организации. Очень трудно убедить суд, что это не так. Штраф за неоформленного работника иностранца назначается практически в каждом таком случае. Как и было сказано выше, это подтверждается судебной практикой.
В большинстве случаев оптимальной целью является снижение размера штрафа до минимальных. К тому же, возможно оттянуть время до уплаты штрафа.
Судебная практика
Приведём примеры некоторых наших дел, связанных со штрафом за неуведомление ФМС и штрафом за работу иностранного гражданина.
- Юридическое лицо А. трудоустроила гражданина страны СНГ, своевременно не отправив уведомление в МВД. Спустя 2 года в результате проверки от МВД. Был составлен протокол об административном правонарушении. Однако суд не стал привлекать к юридической ответственности юридическое лицо, так как согласно административному законодательству срок привлечения к ответственности за соответствующее правонарушение не может превышать 1 года;
- Юридическое лицо Б. приняла на работу гражданина страны СНГ, были отправлены документы для получения патента. Однако иностранный гражданин был привлечён к работе за несколько дней до получения патента. Суд посчитал такое действие административным правонарушением и назначил штраф за неоформленного работника иностранца. Но исходя из того, что юридическое лицо полностью признало вину, а правонарушение было совершено впервые, суд заменил наказание в виде штрафа на письменное предупреждение;
- Наш клиент, гостиница В., был привлечён к административной ответственности за неуведомление МВД об убытии иностранца из гостиницы, так как иностранец оформил перерегистрацию. Штраф был нами обжалован при помощи следующих обстоятельств:
- Клиент признал вину в совершении правонарушения;
- У нашего клиента не было информации о перерегистрации иностранца;
- Иностранец продолжал своё проживание в гостинице, поэтому оснований полагать об факте перерегистрации не было;
- Клиент соответствует другим признакам, названным в 4.1.1 статья КоАП для замены штрафа на предупреждение.
- Индивидуальным предпринимателем Г. на работу был принят гражданин страны СНГ, ИП надлежащим образом уведомил МВД о факте заключения трудового договора с гражданином иностранного государства. Спустя некоторое время иностранец получил российское гражданство, и уже при увольнении работодатель не стал уведомлять МВД о расторжении трудового договора. Суд установил штраф за правонарушение в области миграционного законодательства. Решение суда удалось обжаловать, так как на момент расторжения трудового договора работник ИП утратил статус иностранного работника.
Исходя из анализа правоприменительной и судебной практики, мы можем утверждать, что в каждом подобном деле существенную роль играют индивидуальные обстоятельства. В некотором случае, конечно, стоит признать вину в совершении правонарушения, это поможет снизить штраф, а в нечастных случаях даже отменить его. На пользу может сыграть тот факт, что организация привлекается к административной ответственности впервые.
Чем мы можем помочь?
Наша компания имеет многолетний опыт работы с такими делами, мы предоставляем услуги юридической помощи в таких ситуациях.
- Грамотные миграционные юристы помогут Вам максимально уменьшить размер административного штрафа, а в редких случаях и вовсе отменить его;
- Мы окажем помощь в общении с сотрудниками управления МВД по вопросам миграции и судом;
- Составим качественные правовые письменные объяснения и приобщим их к делу об административном правонарушении;
- Окажем правовую защиту в суде.
Вполне возможно оттянуть время уплаты административного штрафа на полгода и уменьшить его до минимальных размеров. В редких случаях реально вовсе отменить штраф, но это зависит от индивидуальных обстоятельств дела.
Таким образом, нами рассмотрен вопрос об административном штрафе за работника-иностранца. Подчеркнём, что штрафы ФМС всегда существенны, очень большие. Штраф за неоформленного работника иностранца и штраф за неуведомление ФМС крайне сложно отменить, но вполне реально снизить их размер и отсрочить время до уплаты штрафа на полгода. В заключение отметим, что не стоит пренебрегать трудовым и миграционным законодательством, а если требуется правовая помощь, то наша компания оказывает такие услуги.