Запрет на въезд в Белоруссию на сегодня является одной из самых актуальных тем для миграционных юристов. Мы в этом смысле исключением не являемся, даже наоборот, задаем тенденции в этой сфере.
Итак, начнем с самого главного: запрещен въезд в Беларусь – значит запрещен въезд и в Россию. Прежде всего это объясняется наличием тесных дружеских связей, которые наши страны имеют сейчас. Так, в рамках освещения данной темы уместно вспомнить о Соглашении между Правительствами Республики Беларусь и Российской Федерации, которое обязало наши государства на взаимной основе признавать и исполнять решения об отказе во въезде на свою территорию. Иначе говоря, между Беларусью и Российской Федерацией есть договоренность о том, что если компетентные органы одной из стран приняли решение о запрете на въезд какому-либо гражданину, то оно автоматическим образом будет исполняться на территории второго государства – участника упомянутого Соглашения.
Подкаст о том как снять запрет на въезд в Беларусь. Подробно озвучили то, что описано в статье.
В конце статьи опубликованы видео инструкции о том, как снять такой запрет.
Стоимость, сроки, актуальный перечень информации по запрету на въезд в Белоруссию по ссылке.
Отметим, что действие указанного Соглашения, как правило, создает проблемы иностранцам и лицам, не обладающим никаким гражданством вообще (апатриды), которые осуществляют выезд в РФ из Белоруссии. Так, зачастую иностранец или апатрид пересекает границу Республики Беларусь исключительно с целью транзита. Однако уполномоченные органы Республики Беларусь могут не зафиксировать транзит (на практике такое встречалось неоднократно), что становится причиной для неправомерного наложения запрета на въезд в Беларусь.
Человек, которому был запрещен въезд в Беларусь и Российскую Федерацию, должен помнить, что в первую очередь нужно добиться снятия запрета во въезде на территорию Беларуси. Только после этого станет возможной отмена запрета и в России. Следовательно, изначально нужно направлять запрос в МВД Беларуси. Данный запрос является обязательным этапом процедуры отмены запрета на въезд в Белоруссию и Российскую Федерацию. Его обязательность обусловлена тем, что необходимо раскрыть причины, по которым лицу был запрещен въезд в Беларусь. Очевидно, что без информации о причинах наложения данного рода запрета невозможно аргументировать необходимость его снятия.
Таким образом, действия по снятию белорусского запрета на въезд должны совершаться в следующей последовательности. Сначала формируем запрос в МВД Беларуси. Вы можете направлять запросы в МВД Беларуси посредством не только письменного, но и электронного обращения. При этом мы рекомендуем их совмещать, чтобы в будущем имелось документальное подтверждение такого обращения и получения ответа.
После получения ответа из МВД Беларуси переходим к следующему этапу, который, пожалуй, является одним из самых сложных и значимых: анализируем ответ на предмет его соответствия фактическим обстоятельствам дела и нормам законодательства (международного и национального). После изучения ответа возможны самые разные варианты, которые можно разделить на несколько групп: 1) ответ, который абсолютно не соответствует ни одному из критериев; 2) ответ, который частично не соответствует указанным критериям; 3) ответ соответствует как фактическим обстоятельствам дела, так и законодательным нормам. Особо подчеркнем: причисление ответа, который был получен Вами от МВД Беларуси, к любой из перечисленных групп допускает возможность отмены запрета на въезд в Беларусь.
После изучения ответа от МВД Беларуси нужно определить доводы, позволяющие признать запрет незаконным или смягчить его (т.е. сократить срок запрета). Если направили заявление со всеми доводами в компетентный белорусский государственный орган и получили положительный ответ от него (т.е. решение о снятии запрета или сокращении его срока), то нужно обязательно переслать его в ФСБ России. Только после того, когда ФСБ России подтвердит снятие запрета на основании решения, которое было ему продублировано, можно въезжать на территорию Российской Федерации.
Для наглядности проиллюстрируем сказанное на примере из нашей практики. В ноябре 2018 года к нам обратился гражданин Эстонии с проблемой запрета на въезд на территорию Беларуси, который трансформировался в двойной запрет – белорусский запрет на въезд и российский запрет на въезд. 27.11.2018 года нами было направлено электронное обращение в МВД Беларуси с просьбой пояснить, по какой причине в отношении данного гражданина был установлен запрет на въезд в Белоруссию.
В итоге 29.11.2018 года мы получили ответ от МВД Беларуси о том, что нашему клиенту запрещен въезд в Беларусь до 2021 года из-за того, что он якобы въехал из Беларуси в Россию при отсутствии визы. Данное поведение, бесспорно, является прямым нарушением порядка выезда в РФ из Белоруссии. Для полноценного понимания всей картины тезисно приведем аргументацию МВД Республики Беларусь:
- въезд и выезд в Беларусь в режиме «30 дней без визы» могут осуществляться только через Национальный аэропорт Минск;
- вышеуказанное правило не применяется в отношении лиц, которые осуществляют въезд в Беларусь из России и имеющих намерение вылететь в российские аэропорты;
- попытка использовать указанный безвизовый режим для того, чтобы в последующем вылететь в Россию, в дальнейшем приводит к отказу во въезд на территорию не только Беларуси, но и России.
Вновь повторим: ответ МВД Республики Беларусь был основательно подкреплен нормативной правовой базой. Однако все-таки МВД Республики Беларусь допустило одну серьезную ошибку, которая не полностью, но во многом обесценивает его аргументы: наш клиент, гражданин Эстонии, въезжал из Беларуси в Россию, имея деловую визу в Российской Федерации.
Безусловно, с формальной точки зрения национальное законодательство Беларуси все же нашим клиентом было нарушено, поскольку он воспользовался безвизовым режимом на территории Беларуси с целью вылета в Россию. Как несложно догадаться, при этом он не попадал под категорию лиц, осуществляющих въезд в Беларусь из России и имеющих намерение вылететь в российские аэропорты.
Поскольку мотивировочная часть ответа МВД Беларуси на наш запрос значительно ослабла, 03.12.2018 года мы направили в этот государственный орган заявление о признании незаконным решения о неразрешении нашему клиента въезда в Беларусь. Для достижения успеха в отмене белорусского запрета на въезд основное содержание указанного заявления сводилось к следующему:
- Сначала указываем на понимание позиции МВД Республики Беларусь по наложенному запрету. В конкретном случае пишем: «Исходя из ответа Департамента по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь можно сделать вывод, что белорусский государственный орган вынес решение о неразрешении въезда в связи с тем, что полагал, что Заявитель воспользовался режимом «30 дней без визы», въехал в Республику Беларусь и потом незаконно вылетел в Российскую Федерацию».
- Далее обосновываем то, почему вышеуказанная позиция МВД Беларуси является неверной. В частности, подчеркиваем, что у нашего клиента имелась действующая деловая виза в России. И, таким образом, наш клиент мог пребывать на территории Беларуси, воспользовавшись правом «30 дней без визы», а в России он также правомерно мог находиться ввиду того, что имел деловую визу.
- После приведения второго тезиса обращаем внимание на непродолжительность пребывания на территории Беларуси: 08.04.2018 года клиент прибыл в Беларусь авиарейсом, а уже 09.04.2018 года покинул ее территорию авиарейсом Минск-Москва. Естественно, мы не просто ссылаемся на данные факты, а прикладываем к заявлению документальное подтверждение, т.е. соответствующие авиабилеты.
- После изложения самых существенных обстоятельств дела соглашаемся с тем, что, к сожалению, формальное нарушение нашим клиентом национального законодательства Республики Беларусь действительно было, однако злой умысел у нашего клиента отсутствовал и он даже не осознавал, что нарушает законодательство Союзных государств.
- После слов сожаления о происшедшем недоразумении необходимо сказать, что наш клиент не позволял себе ни в Беларуси, ни в России никаких действий, которые бы носили противоправный характер. Кроме того, указываем на положительные стороны клиента; говорим о том, что его пребывание в Беларуси и РФ никакой опасности не представляет.
- В завершение просим отменить запрет на въезд в Республику Беларусь, поскольку МВД Республики Беларусь неправильно определило фактические обстоятельства дела.
06.12.2018 года мы получили от МВД Беларуси ответ, который порадовал и нас, и нашего клиента: срок запрета на въезд в Беларусь был сокращен с 07.05.2021 г. до 17.12.2018 г. Конечно, максимума в этом деле, т.е. отмены принятого МВД Беларуси решения целиком, нам достичь не удалось. Однако стоит признать, что: 1) во-первых, формальное нарушение законодательства нашим клиентом все-таки было допущено, пусть и неумышленно; 2) во-вторых, такое существенное сокращение срока при формальной неправоте можно считать максимально возможным результатом, которого, безусловно, не только нас, но и нашего клиента не мог не удовлетворить.
Дождавшись 18.12.2018 года, направляем в ФСБ России заявление об исключении из списка лиц, в отношении которых имеется запрет на въезд, с приложением копии ответа МВД Республики Беларусь от 06.12.2018 года.
15.01.2019 года получаем от ФСБ России необходимую информацию: запрет на въезд в Россию в отношении нашего клиента отсутствует.
Итак, за небольшой отрезок времени нам вновь удалось одержать еще одну профессиональную победу в борьбе с запретами на въезд в Беларусь.